Фиксман пишет: (синий шрифт):
Александр,
Мы, кажется, по разному понимаем слово МИСТИКА.
В моем понимании, это суеверия и предрассудки.
А.В. отвечает (красный шрифт):
Предлагаю общеупотребительное понимание. Смотрим энциклопедию....
Ми́стика (от греч. μυστικός — «скрытый», «тайный») — вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; также — сакральная религиознаяпрактика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями). Совокупность теологических и философских доктрин, посвящённых оправданию и осмыслению этой практики, называется мистицизмом[1].
В переносном словоупотреблении мистика означает совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности; это есть мистика реальная или опытная, которая разделяется на: а) прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре — сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также астрология; б) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо обычных средств и условий, производить различные явления, как-то: действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным внушением, создавать пластические формы или материализовать духовные сущности и дематериализовать телесные и т. п.; сюда относятся так называемый животный магнетизм, магия (в тесном смысле), теургия, некромантия, всевозможные способы волшебства или чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических явлений. С христианской точки зрения реальная мистика (в обоих своих видах) разделяется по достоинству и значению предмета и среды мистического взаимодействия на мистику божественную, естественную и демоническую. Относить к мистике алхимию, как это обыкновенно делается, нет достаточных оснований, так как алхимики в своих операциях старались пользоваться естественными свойствами вещества и исходили из принципа единства материи, признаваемого ныне положительной наукой.
В другом смысле мистикой называется особый род религиозно-философской познавательной деятельности. Сверх обычных способов познавания истины — опыта, чистого мышления, предания и авторитета, — всегда допускалась большинством религиозных и метафизических умов возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания — сущностью всего, или божеством. Если такое общение признается единственным или, по крайней мере, самым верным и достойным способом познания и осуществления истины, а все другие способы более или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные, то возникает известное исключительное направление мысли, называемое мистицизмом; если, независимо от крайности этого направления, внутреннее общение человеческого духа с абсолютным признается как существенная основа истинного познания, то появляются учения, которые, смотря по преобладанию в них религиозного или философского элемента, обозначаются как мистическое богословие, мистическая философия или теософия.
В этот термин я не вкладываю все необъяснимые, на сегодняшний день, проявления природы.
Душа, реинкарнация, загробная жизнь и подобные им понятия не в входят в моё понимание МИСТИКИ. Эти явления требуют действительно научного осмысления и изучения.
Я тоже считаю, что все, связанное с понятием Бога и религии требует научного осмысления и изучения. Более того, я считаю, что вообще все, с чем мы сталкиваемся в окружающем нас мире, требует научного осмысления и изучения.
Так, например, мои последние исследования в этой области показывают, что даже такие понятия, как Творец Мира, могут иметь свое рациональное объяснение с чисто материалистических позиций.
Совершенно другой вопрос, какие методы, известные человечеству, будут для этого привлекаться.
Это действительно – отдельный, но очень важный вопрос. Для изучения окружающего мира и получения ДОСТОВЕРНЫХ сведений о нем, следует использовать ТОЛЬКО метод научного познания И тут я согласен с Вами –«требует научного осмысления и изучения». Научного. Следовательно – с помощью научного метода (НМП). Трехтысячелетня практика показала, что только НМП обеспечивает максимальную вероятность правильного понимания мира.
Вводить для этого какие- либо ограничения в применении ЗНАНИЙ, накопленных человечеством на протяжении тысячелетий, это значит отказаться от попыток действительно научного осмысления окружающего мира.
ЗНАНИЙ – да. Но не «сведений», наработанных за тысячелетия. Ибо обычно это не ЗНАНИЯ в нашем понимании этого слова; это – сведения, достоверность которых проверить на практике бывает невозможно (или крайне затруднительно). А опыт (практика) есть обязательная составляющая часть НМП.
Если же вы под словом ЗНАНИЕ имеете в виду методику получения сведений гипнотическими методами, то здесь следует быть крайне осторожными, и не допускать одностороннего толкования полученных результатов.
Конечно, последние исследования в области математики (хотя бы, в области введения понятия дробной размерности), квантовой физики (например, понятия квантовой запутанности, понятия многомерности окружающего мира и др) сильно пошатнули целостность понимания окружающего мира.
Математика – это не научный метод познания. В состав ее инструментария не входит ЭКСПЕРИМЕНТ. Поэтому подобным математическим моделям нельзя полностью доверять. Ибо они субъективны.
Лучший пример - пифагорейская школа, считавшая, что мир - это числа, числовая модель.
Мистические представления не могут быть экспериментально проверены. Сообщаемые некоторыми пациентами сведения в состоянии гипноза могут и должны быть истолкованы в первую очередь на рациональной реалистической основе.
Попытка осмысления окружающего мира только в рамках привычной материалистической парадигмы не позволяет сложить в единое целое все элементы мозаики современных Знаний.
Почему не позволяет? Мне - позволяет. Часть элементов этой мозаики является элементами ВЫМЫШЛЕННЫМИ, вне человеческого сознания не существующими, а значит – СУБЪЕКТИВНЫМИ. В эту часть входят и фанто-мистические мировоззрения, измышленные в рамках различных религий.
Тем не менее, мои последние исследования в этой области показывают, что даже такие понятия, как Творец Мира, могут иметь свое рациональное объяснение с чисто материалистических позиций.
*
Таким образом, дело не в том, к какому разряду отнести те или иные явления (мистика - не мистика), а в том, как вы эти явления объясняете. Если вы в состоянии объяснить МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИ, что именно имеется в виду в той же Торе (Творец, Ашем и пр.) – это можно обсуждать в сообществе людей, мыслящих категориями НМП (то есть по-моему – людей здравомыслящих). А на нэт – и суда нэт.
Обычно религиозное представление о Творце (объяснение) является мистическим, оно входит в противоречие с нашими современными представлениями о мире. Материалистическое представление о Творце – возможно, и тогда Творец (бог, если угодно) становится ОБЪЕКТОМ материальным. И, между прочим, только таким путем и можно выполнить широко распространенную религиозную рекомендацию о необходимости для человека ПОЗНАТЬ Вс-вышнего. Познать можно (по определению) только доступный тебе объект, объект материальный. Точно так же, как и «приблизиться» к Нему. Мистическое (представление-объяснение) сущности Бога исключает выполнение указанных требований-предписаний.
Дайте материалистическое объяснение явления реинкарнации – можно будет обсуждать, не скатываясь в схоластику (манипуляцию неопределенной терминологией). До тех пор, пока такого объяснения нет, или оно заменяется понятиями религиозными – никакой продуктивной дискуссии быть не может в принципе. И ваши «объяснения» останутся мистическими (см. в начало). Повторяю – не явления будут мистическими, а ОБЪЯСНЕНИЯ этих явлений.
Я не сторонник ломки существующих основ физики.
Я – тоже. До тех пор пока эти основы не превращаются в гири на ногах и кандалы. А при чем тут ЭТО вообще?